Флоринда доннер-грау

Ирина Гантимурова Яномами, порт. Ianomamis - группа родственных индейских племен, живущих в джунглях Амазонки на севере Бразилии и юге Венесуэлы, на территории, ограниченной на западе р. <Рио-Негро, а на западе - хребтом Сьерра-Парима, Серра-Парима. Они известны своей воинственностью и свирепостью. Хотя некоторые антропологи не согласны с такой нелестной характеристикой.

Племена яномами стали считаться единым народом только в конце х годов двадцатого века. Племенная группа включает 3 большие подгруппы санума, яномами, янам и ряд более мелких групп. Этот народ считается одним из самых изолированных в мире, избегающим контактов с внешним миром. Их численность составляет около 35 000 человек.

По сей день их образ жизни практически не изменился, главным образом потому, что яномами живут в самых отдаленных и труднодоступных местах. Социальная структура Общины яномами живут в поселениях, окруженных непроходимыми джунглями; как и большинство племен амазонских индейцев, они основаны на родственных узах и браке между семьями.

Лесные жители идентифицируют себя по своей деревне; они не считают себя принадлежащими к какой-либо общей группе. Во главе каждой индейской деревни стоит вождь или старейшина.

Власть обычно принадлежит влиятельному человеку с лидерскими качествами, который может разрешать споры как внутри поселения, так и между общинами; выборы вождя проводятся взрослыми мужчинами племени. У старейшины может быть около 6 жен, он имеет право совокупляться с любыми женщинами племени и иметь от них наследников. Индейцы племени с древних времен занимаются земледелием, охотой, рыболовством и собирательством.

Интересно, что даже статус вождя не освобождает его от повседневных обязанностей; вместе с другими мужчинами общины он расчищает землю, охотится и рыбачит. Язык Языки яномами относятся к семье чибчан. Каждое племя общается на своем диалекте, но они взаимно понятны - представители разных племен без труда понимают друг друга.

В дополнение к местным языкам яномами.

В дополнение к местным диалектам существует особый, так называемый церемониальный язык, ваям, на котором мужчины общин общаются на межплеменных собраниях.

Жаркий, влажный климат тропических джунглей бассейна Ориноко с резкими перепадами ночных и дневных температур создает невообразимые условия для жизни. И яномами рождаются здесь, размножаются здесь и живут здесь до самой смерти.

Ведя полукочевой образ жизни, они традиционно живут во временных деревнях и выращивают пищу на клочке земли, отвоеванном у джунглей. Мужчины вырубают деревья и возделывают огороды; женщины собирают урожай и несут его в деревню в больших корзинах. <Овощные огороды эксплуатируются до тех пор, пока земля не истощается, затем мужчины расчищают новые участки и бросают старые. В традиционных поселениях яномами обычно строится несколько хижин. Общины строили огромные жилища с открытым пространством посередине - "шабоно" исп. Конструктивно "шабоно" представляет собой тын из обработанных стволов деревьев с общей крышей из пальмовых листьев. Круглые, овальные или квадратные конструкции разделены опорными столбами на отдельные помещения.

Шабоно может быть домом как одной семьи, так и нескольких семей; внутри жилища нет стен, жизнь носит характер коммуны, хотя внутрисемейные связи довольно сильны, а отношение уважительное. Каждая семья занимает свою часть хижины, где висят гамаки; у каждой семьи есть свой участок с очагом. Из-за использования растительных материалов при строительстве жилья, из-за тропических ливней и вредителей-древоточцев жилище постепенно разрушается.

Поэтому каждый год хижину сжигают и строят новую, или несколько новых, если община разделена на группы. С конца прошлого века молодые семьи яномами часто селятся в отдельных хижинах. С утра до вечера члены общины заняты повседневной работой. Овощеводством занимаются женщины, которые выращивают бананы, маниоку, сахарный тростник, папайю, маниоку, манго, ямс, ананасы и т.д. на своих плантационных огородах.

Бамбук и кора деревьев используются для изготовления украшений для всевозможных ритуалов. Особое место занимают наркотические растения, из которых индейцы готовят различные ритуальные и лечебные напитки. Основная "профессия" мужчин - охота. В качестве оружия яномами обычно используют лук и стрелы, смазанные ядом кураре. Индейцы умеют приманивать добычу, искусно имитируя голоса птиц и животных; для успешной ловли в реку они бросают ядовитое растение тимбо esp.

Тимбо, которое парализует рыбу. Мясо убитых птиц женщины используют в пищу, а из перьев делают всевозможные украшения и головные уборы, которые надевают по особым случаям. Утром, проводив мужа на работу, женщины и их дети занимаются садоводством или поиском термитов; они также собирают личинок, которых жарят, ловят лягушек и гусениц, собирают дрова и материалы для изготовления различных предметов домашнего обихода.

Например, индейские женщины плетут корзины, гамаки и всевозможные украшения из корней и коры деревьев. Другая группа женщин занимается рыбной ловлей. Маленькие дети постоянно находятся рядом со своими матерями. Яномами вызывают любопытство европейцев своим почти полным отсутствием одежды: и мужчины, и девушки традиционно ограничиваются ожерельями, серьгами и браслетами.

Эта скудность одежды объясняется жарким климатом в месте обитания народа. Помимо украшений из коры, хлопка и кожи, индейцы ярко раскрашивают свое тело; предпочитаемые цвета - красный и черный. Жители джунглей также украшают себя вставками для носа и губ.

Брак Частная жизнь среди индейцев особо не скрывается; дети рано узнают о сексуальной жизни взрослых. Инцест является табу среди яномамо: если женщину "застукали" с близким родственником, ее избивают и изгоняют из племени.

Первая менструация - это момент вступления девушки во взрослую жизнь, и с ее "приходом" большинство девушек выходят замуж. В целом, в культуре яномами существует особое отношение к менструации. Приход месячных сопровождается особыми ритуалами: женщина уходит в специальную хижину, где проводит все "критические" дни.

Женщины в этот период считаются крайне опасными, особенно для мужчин. Мужу в это время запрещено видеть жену, прикасаться к воде или трогать себя руками. Однако менструация у женщин племени - редкое явление из-за частых, следующих одна за другой беременностей.

В сообществе яномами распространена моногамия, а также полиандрия полигиния и полигиния полигиния. Полиандрия возникает, когда мужчина делит свою супругу со своими братьями; полигиния - когда мужчина захватывает несколько жен убитых врагов. Религия, ритуалы и церемонии Яномами, живущие изолированно в джунглях Амазонки, сумели сохранить древние обычаи, которые иногда шокируют европейцев.

Религиозные верования племен характеризуются культом луны. Между тем, сегодня некоторые общины приняли христианство. В культуре лесных людей ритуалы играют очень важную роль. Все значимые события в их жизни сопровождаются определенными ритуалами.

Например, богатый урожай традиционно отмечается пиром, на который приглашаются люди из соседних деревень. Каждому мальчику в племени, достигшему четырехлетнего возраста, прокалывают уши, а восьмилетним девочкам проделывают отверстия в носу и под нижней губой, куда вставляют маленькие палочки или перья.

У племени особые отношения со своим народом.

Особое отношение уделяется проявлению признаков полового созревания у девочек. В начале первой менструации мать строит для дочери специальное убежище, символизирующее ее готовность к замужеству. После совершения убийства индеец племени не должен произносить ни слова в течение нескольких дней и совершает обязательный обряд поедания мяса убитого; затем, по окончании процесса, он должен принять рвотное средство.

Если убийца не выполнит этот ритуал, вскоре начнутся страшные ливни и на землю опустится вечная тьма. С древних времен яномами практикуют эндоканнибализм - поедание пепла кремированных соплеменников. Прощание с умершим - чрезвычайно важный племенной ритуал. Церемония прощания, на которую собираются все жители деревни, длится более недели.

Тело умершего сначала украшают рисунками и перьями. Жители деревни исполняют ритуальные танцы и поют песни, умоляя душу умершего вернуться в его тело. Затем начинается коллективное оплакивание, по окончании которого труп сжигают в погребальном костре. Из пепла родственники достают фрагменты костей, измельчают их в муку и съедают вместе с пищей всей деревни, что, как считается, успокаивает душу умершего.

Культ насилия Ранние хроники описывали культуру яномами как пронизанную насилием, причем не только по отношению к другим племенам, но и внутри общины.

Некоторые специалисты предполагают, что воинственность развилась среди племен из-за недостатка средств к существованию в местах их обитания. Другие считают, что агрессия - это не характерная черта народа, а результат вторжения чуждой западной культуры в жизнь индейцев. <Принося в общины блага цивилизации в виде шариковых ручек или зажигалок и, что более важно, эффективных инструментов, европейские купцы не ставили деревни в равные условия, создавая конкуренцию и разжигая вражду. В любом случае, мужчины в деревне постоянно воевали друг с другом или отправлялись в захватнические набеги на соседние деревни. Даже когда еды и ресурсов было в избытке, индейцы вступали в сражения, чтобы захватить женщин, и этот недостаток объяснялся частыми преднамеренными убийствами новорожденных девочек.

Численное превосходство мужчин является следствием бесконечной спирали насилия. Мальчиков с раннего возраста учат быть жестокими, чтобы они могли отвоевывать ресурсы, еду, землю, женщин. Женщины тоже страдают от физического насилия. Мужья безжалостно избивают своих жен из ревности и просто чтобы показать свою жестокость. Разъяренный муж, застукав жену с любовником, сначала изобьет женщину, после чего обязательно вызовет соперника на "дуэль на дубинках".

Этот поединок заключается в том, что оба участника бьют друг друга по голове тяжелыми палками длиной до 3 метров. А когда в поселение вторгаются вражеские племена, индейских женщин пытают, насилуют и уводят в поселения захватчиков.

Дуэль - это поединок двух женщин.

Известны случаи убийства детей во время таких набегов: налетчики хватали младенцев за ноги и били их головой о камни. Исследователи отметили корреляцию между воинственностью и репродуктивностью у мужчин коренных американцев. Воинственный мужчина-унокай пользуется большим авторитетом в общине, чем другие, следовательно, у него больше жен и больше потомства.

Навигация

thoughts on “Флоринда доннер-грау

  1. Я бы написала вам здесь пару ласковых, но воздержусь. Воспитание не позволяет)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *