Христианство в древнем риме

Приблизительное время чтения: 24 мин. Почему религиозно толерантная империя притесняла и мучила христиан? Как этому способствовали законы "первого правового государства"? И как христианам удалось выжить в период гонений? Лекцию читает Александр Дворкин, кандидат исторических наук, доцент кафедры средневековой истории. Транскрипт: Здравствуйте, меня зовут Александр Леонидович Дворкин, я профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где преподаю два очень разных предмета: церковную историю и сектоведение.

Я имею докторскую степень по средневековой истории в Фордхэмском университете, который находится в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, соответственно, где я защитил докторскую диссертацию под руководством протопресвитера отца Иоанна Мейендорфа.

Сейчас я работаю в Фордхэмском университете.

Тема нашей лекции, она двоякая, с одной стороны, это гонения в Римской империи на христианство и то, как христианству удалось выжить и завоевать Римскую империю, а вторая тема - это такая противоречивая фигура в современном мире, как император Константин, которого в Православной Церкви мы считаем святым, признаем равноапостольным, в то время как он среди многих протестантских богословов и историков, а тем более современных сектантских писателей, является одной из самых ненавистных фигур.

Начнем с этой лекции.

Начнем с Римской империи, с того общеизвестного факта, что христианство зародилось в Римской империи, в ее восточной провинции Иудее, но быстро распространилось по всей империи.

Как известно, христианство зародилось в Римской империи.

Это карта Римской империи во втором веке; в первом веке, когда появилось христианство, она выглядела немного иначе, но в принципе она не сильно отличалась. То есть все эти огромные территории вокруг Средиземного моря, большая часть Западной Европы, Балканский полуостров, полуостров Малая Азия - все это принадлежало Римской империи, даже здесь во втором веке, в период наибольшего расширения, она доходила до Персидского залива.

Но это было, скажем так, не так уж и долго. Но в целом это, так сказать, основа европейской цивилизации. Это западное и восточное Средиземноморье. Конечно, нам сейчас трудно представить, насколько это обширная территория, потому что сейчас перелет из конца в конец - сколько там, два, два с половиной часа?

А сколько времени занимает пешая прогулка. Потому что большинство путешествий совершалось либо пешком, потому что вьючные животные были дорогими, только достаточно богатые люди могли ими пользоваться, и поэтому если вьючные животные и были, то они обычно были нагружены различными предметами, различными грузами, люди все равно шли пешком.

И, конечно, это были чрезвычайно долгие и опасные путешествия, большинство людей никогда не видели дальше линии горизонта вокруг места, где они жили. Но, тем не менее, представление о том, что они жили в самой цивилизованной части мира, вселенной, на самом деле, Ойкумена, Ойкумена - греческое слово, вселенная - это то место, где находится обитаемый мир.

Представление о том, что они жили в самой цивилизованной части мира, вселенной, на самом деле, находится там, где находится обитаемый мир.

Далеко за границами Вселенной живут дикие люди, варвары, которые не принадлежат Вселенной. И второй способ путешествия - это море, вся империя находится вокруг Средиземного моря, Средиземное море - это внутреннее озеро Римской империи, это, конечно, более быстрый способ путешествия, и, скажем так, он считался более комфортным, хотя, конечно, нам трудно представить все удобства этого путешествия, я все время сравниваю, ты летишь девять часов на самолете, особенно если самолет перегружен, и тебя так заклинивает, что ты встаешь через девять часов, и тебе больно здесь и больно там.

А если представить, что ты летишь девять часов на самолете, и тебе больно здесь и больно там.

А если представить, что площадь среднего корабля во времена апостола Павла была примерно такой же, как площадь среднего самолета. Самолет имеет человеческую нагрузку, а корабль - корабельную. Если у самолета нагрузка - человек, то у корабля - человек. И среднее путешествие, вот как, скажем, апостол Павел путешествовал от берегов Палестины до Рима, но это зависит от удачи, зависит от ветров и прочего, но в среднем это шесть недель и больше.

Шесть недель - это очень быстро, да. Дальше до восьми, десяти недель. Люди забиты, их трясет, их качает, а когда людей качает, они болеют, а когда люди забиты, они болеют от соседей, гнилой еды, прогорклой воды.

Вы можете себе представить.

Вы можете представить себе все удобства этой поездки. Плюс, конечно, билеты очень дорогие. Поэтому люди мало путешествовали. Сейчас, конечно, у нас много паломнических поездок, приглашают "по следам апостола Павла", там изображен апостол Павел, весело постукивающий палочкой, говорят, комфортабельные автобусы с кондиционерами.

На самом деле, у нас много паломнических поездок.

На самом деле, конечно, это было не совсем так, потому что когда ты идешь по этим знаменитым римским дорогам, и когда это несколько дней пути между населенными пунктами, и жарко, и холодно, и ты должен нести все на себе, и еду, и воду, и одеяло, и смену одежды.

И когда вы приходите на постоялый двор, это именно такой постоялый двор, где вы получаете, в лучшем случае, кучу соломы, на которой можно расстелить одежду, чтобы спать, плюс грабители, плюс дикие звери и так далее. То есть, это очень разные условия. Я должен сказать, что Римская империя была уникальным государством. Это было уникальное государство, потому что впервые эти территории были объединены вместе. И действительно, Римская империя была цивилизованным государством.

Это было правовое государство, с законами, законы исполнялись. Больше или меньше, конечно, но все же больше, чем в любых других государствах до нее или в тех государствах, которые существовали по соседству.

Это было цивилизованное государство.

По большей части, конечно, мы говорим о Персидской империи, она была персидской, потом парфянской, потом снова персидской, для простоты я буду называть ее Персидской, которая была главным геополитическим соперником Римской империи и фактически единственным цивилизованным, хотя и совершенно другой цивилизации, государством на ее границах.

Все остальные были цивилизованными.

Все остальные были варварскими племенами по всему периметру. И, по мере расширения империи, она их цивилизовала, и была идея цивилизации этих варварских племен, то есть они были включены во вселенную, они были включены в общее пространство и присоединены к Romanitas.

Очень трудно включить цивилизацию варварских племен.

Очень трудно перевести, Romanitas, своего рода романизм, который означал и высшую цивилизацию, и высшую культуру. Этот термин просуществовал очень долго, то есть в раннем и среднем средневековье все понимали, что есть такой romanitas, который еще, правда, сочетался с христианством, но это была высшая культура, к которой стремились все окружающие племена и народы.

Конечно, все знают о мощи римских легионов, которые завоевали все эти пространства. И, конечно, римляне гордились своими легионами и считали очень важным, действительно, что у них непобедимые легионы.

Но, тем не менее, они верили, что они завоевали мир не просто благодаря силе своих легионов, но что их легионы были сильны, потому что римляне были особенно набожны. Потому что наша империя, она почитала всех богов. И действительно, Римская империя была удивительно толерантной империей. Это была языческая империя, и в ней существовали всевозможные культы. Все народы, которые завоевала Римская империя, видите, здесь обозначены провинции, это были когда-то какие-то местные народы, у которых были свои государства, и у них у всех были свои боги, конечно.

Римляне поклонялись абсолютно всем богам, они считали, что если какие-то местные боги позволили им завоевать их территорию, то эти боги благоволили им. А благоволили они им из-за их, римлян, особой набожности. Поэтому, конечно, нужно почитать всех местных богов. Мы никогда не должны с ними ссориться. Они нам помогли, им будет обидно, а их народ, которому они покровительствуют, они подчинили нам, поэтому эти боги для нас.

Так что все местные божества поощрялись, повсюду римляне поддерживали местные языческие культы. Они даже помогали строить местные храмы, поощряли паломничество и так далее. В самом Риме существовал единственный закон: Риму не разрешалось возводить храмы богам других народов.

Потому что у нас есть Рим, у нас есть римские боги. Но интересно, что этот закон очень быстро перестал исполняться. Он остался, но его не соблюдали, потому что в Рим приезжали представители других народов, если перевести на современный язык, были постоянные представительства, постпредства других народов, которые лоббировали их интересы, соответственно, они молились своим богам у себя дома, постепенно появлялись и храмы, и постольку поскольку все эти народы принадлежали опять же к империи, в общем, это было терпимо.

Так вот.

К тому же многие римляне интересовались восточными религиями, и это тоже было вполне терпимо. Язычество, можно сказать, было государственной религией для Римской империи с ее инкульцианизмом, язычество характеризуется инкульцианизмом, то есть включением все новых и новых богов, божеств, каждый из которых за что-то отвечает.

Потому что язычество обожествляет абсолютно все, то есть богов народов, богов географических мест: бога горы, бога ручья, бога леса и так далее, богов различных человеческих состояний: любви, войны, мира, природных явлений: молнии, бури, моря и так далее.

Все это обожествлялось, и со всеми богами нужно было поддерживать хорошие отношения, ну, и приносить им жертвы, на всякий случай. Соответственно, они отвечали благосклонностью. Критерии, которые были у Римской империи для признания любой религии, которая существовала на ее территории, были, скажем так, два с половиной критерия. Первый: религия должна быть древней. Это очень важно, потому что для римлян, для римского ума, древность была синонимом истины. <Если что-то просуществовало долгое время, значит, это правда. Поэтому в Риме было так много совершенно абсурдных ритуалов, но они были древними, и их нужно было соблюдать.

Вот почему в Риме было так много совершенно абсурдных ритуалов.

Один пример, довольно анекдотичный, но в то же время очень характерный. В Риме раз в год устраивали праздник, вспоминая, как мало тогда Рим спасся от нашествия диких галлов. Ну, все знают пословицу, как гуси спасли Рим, когда собаки спали, а гуси гоготали, соответственно, все защитники проснулись и отбили галлов. С тех пор в храме супруги Юпитера - Юноны - живут священные гуси, они их кормят, живут в довольстве и умирают своей смертью.

С тех пор гуси находятся там.

Раз в год их выносили на Капитолий, где распинали собаку, в отместку за тех собак, которые проспали. А гусей выносили на золотых подушках, чтобы насладиться смертью собаки. Был такой обычай, он не был древним, и он строго соблюдался. То есть, во-первых, религия должна была быть древней, во-вторых, религия должна была быть народной.

То есть, она принадлежала народу.

То есть, она принадлежала и ей покровительствовали некоторые люди. Это тоже очень важно. И третий критерий, или, скажем так, половина критерия, я сказал два с половиной, это вот этот самый инклюзивизм. То есть все должны признавать всех. Никто не может отвергнуть ни одну религию. То есть никого не заставляют поклоняться кому-то, не хочешь, не обязан. Но не отвергать. И в этом смысле религиозная терпимость Римской империи простиралась до того, что не нужно было верить в богов.

То есть, не хочешь, не верь, но соблюдай публичный обряд. Весь смысл и вся сила соблюдения в том, чтобы сохранить все как есть. Соблюдайте ритуал. Раз в год устраивается праздник, приходите на него, делайте подношение, все в порядке. Перед торжественной трапезой налейте вина богам, все в порядке. При этом интеллектуалы, философы могли высмеивать различные языческие сказки о приключениях богов между собой, утверждать, что богов не было, да сколько угодно.

Но между собой делайте что хотите, главное, чтобы все шло как надо, потому что тогда это дает благополучие империи, и тогда мы, римляне, особенно благочестивы. Благочестие понималось исключительно в терминах внешних действий. Конечно, именно в этом третьем полупункте и заключалась проблема иудейского культа. Да, безусловно, религия была древней, безусловно, религия была популярной, но они не признавали никаких других богов.

Навигация

thoughts on “Христианство в древнем риме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *